Комплаенс-программа ПАО «Камаз»
Комплаенс-программа ПАО «Камаз»
1.1. Комплаенс-программа Публичного акционерного общества «КАМАЗ» (далее – Программа) определяет инструменты системы комплаенс, направленные на недопущение комплаенс рисков Публичного акционерного общества «КАМАЗ» (далее – Общество или ПАО «КАМАЗ»), а именно: рисков коррупции, мошенничества, легализации доходов, полученных преступным путем, нарушений антимонопольного законодательства.
1.2. Настоящая Программа направлена на обеспечение функционирования и развития системы комплаенс Общества.
1.3. Настоящая Программа разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Общества, Комплаенс политикой Общества и Кодексом корпоративного управления, и утверждается решением Совета директоров Общества.
1.4. Общество обязуется:
- вести учет активов и операций в соответствии законодательством Российской Федерации;
- поддерживать функционирование системы внутреннего контроля и системы комплаенс Общества;
- обеспечивать согласование с исполнительными органами Общества, Советом директоров Общества, Общим собранием акционеров Общества сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Общества и внутренними документами Общества.
2.1. Нетерпимость к коррупции в любых проявлениях.
Общество считает недопустимыми любые проявления коррупционных действий в ходе осуществления своей производственной, инвестиционной и любой иной деятельности. Нетерпимость к коррупции означает строгий запрет для любых лиц, действующих от имени Общества или в ее интересах, прямо или косвенно, лично или через какое-либо посредничество участвовать в коррупционных действиях вне зависимости от практики ведения бизнеса в той или иной стране.
2.2. Безусловность соблюдения.
Требования применимого законодательства и внутренних нормативных и распорядительных документов должны безусловно и неукоснительно соблюдаться всеми работниками Общества, вне зависимости от занимаемой ими должности, срока работы, статуса и иных взаимоотношений с Обществом.
2.3. Неотвратимость наказания.
Общество прикладывает все возможные разумные и законные усилия для быстрого и неотвратимого привлечения к ответственности за коррупционные действия и иные нарушения требований международного, российского, а в случае осуществления деятельности за пределами Российской Федерации – применимого иностранного законодательства и внутренних нормативных и распорядительных документов в области комплаенс, вне зависимости от размера и формы таких нарушений.
Общество оставляет за собой право придавать гласности информацию о лицах, привлеченных к ответственности за коррупционные действия в установленном порядке.
Принципы системы комплаенс реализуются посредством выполнения и применения в текущей деятельности Общества следующих инструментов:
3.1. Оценка комплаенс рисков Общества
3.1.1. Общество реализует и обеспечивает постоянную и документально подтвержденную оценку комплаенс рисков Общества. Оценка комплаенс рисков включает в себя вероятность наступления комплаенс риска и материальность последствий от его наступления.
3.1.2. На основании оцененных комплаенс рисков Общества сформирована карта комплаенс рисков, являющаяся приложением к настоящей Программе, которая отражает степень подверженности подразделений и процессов Общества комплаенс рискам, а также процедуры, действующие в Обществе, направленные на снижение данных рисков.
3.1.3. Риски оцениваются исходя из вероятности наступления:
- низкий – событие ранее не происходило, вероятность его наступления в будущем мала;
- средний – событие ранее происходило, вероятность его наступления в будущем мала;
- высокий – событие ранее происходило, вероятность его наступления в будущем относительно высокая.
3.2. Локальные нормативные акты Общества в области комплаенс
С учетом результатов оценки и с целью снижения комплаенс рисков локальные нормативные акты Общества в области комплаенс должны:
- отражать ценности Общества в области комплаенс и предусматривать нормы поведения для всех работников Общества;
- увязывать задачи Общества с правилами и стандартами в области комплаенс, принятыми в международном сообществе;
- последовательно разрешать вопросы в области комплаенс и любые другие релевантные риски, связанные с профессиональной честностью, во всех соответствующих документах в области комплаенс;
- быть понятными каждому работнику Общества;
- применяться ко всем работникам Общества;
- устанавливать приоритет ценности «профессиональной честности» и подробно разъяснять эту и другие ценности Общества;
- содержать достаточную информацию о «горячей линии» по вопросам в области комплаенс;
- содержать нормативные положения об известных комплаенс рисках;
- актуализироваться при необходимости.
3.3. Обучение и оценка персонала
3.3.1. Общество внедряет процедуры оценки по стандартам пригодности, квалификации в процессе приема на работу и карьерного продвижения в соответствии с требованиями применимого законодательства и внутренними документами Общества.
3.3.2. Общество разрабатывает и внедряет программу обучения по вопросам комплаенс для всех работников в зависимости от подверженности комплаенс рискам.
В соответствии с внутренними документами Общества определяются категории работников процессов наиболее подверженных комплаенс рискам.
Обучение по вопросам комплаенс:
- проводится квалифицированными преподавателями для обеспечения понимания и принятия комплаенс политик и процедур;
- периодически повторяется для донесения изменений в комплаенс политике и процедурах;
- проводится с ведением учета использованных и распространенных материалов, а также списков участников;
- проводится с привлечением руководителей высшего звена управления для демонстрации всем работникам их приверженности вышеуказанным ценностям.
3.4. Персонал, обеспечивающий функционирование системы комплаенс
3.4.1. Для целей обеспечения функционирования системы комплаенс в Обществе действует специальное подразделение, осуществляющее функции комплаенс, в подчинении генерального директора Общества.
3.4.2. Подразделение, осуществляющее функции комплаенс:
- контролирует исполнение настоящей Программы;
- контролирует разработку и реализацию подразделениями Общества/организациями группы ПАО «КАМАЗ» мер по снижению рисков в области комплаенс;
- обеспечивает непрерывные улучшения в области комплаенс;
- контролирует устранение недостатков/нарушений в области комплаенс;
- обеспечивает подготовку отчета в Совет директоров Общества об исполнении настоящей Программы.
3.4.3. Работники, выполняющие функции внутреннего контроля, предоставляют подразделению, осуществляющему функции комплаенс, всю запрашиваемую информацию и документы в целях точного и аккуратного ведения учета операций и руководствуются указаниями работников подразделения, осуществляющего функции комплаенс, в отношении улучшений системы внутреннего контроля Общества.
3.5. Приверженность Правления, Генерального директора вопросам в области комплаенс
3.5.1. Рассмотрение вопросов в области комплаенс и утверждение документов по вопросам комплаенс проходят с активным участием Правления Общества и Генерального директора Общества.
3.5.2. Члены Правления Общества, Генеральный директор Общества и руководители высшего звена управления Общества:
- соблюдают принципы справедливого и честного ведения бизнеса в соответствии с применимым законодательством;
- демонстрируют полную нетерпимость к коррупции (взяточничеству, коммерческому подкупу и т.п.);
- не сотрудничают с деловыми партнерами, которые не разделяют ценности Общества в области комплаенс.
3.6. Комплаенс в организациях группы ПАО «КАМАЗ»
3.6.1. Инструменты реализации системы комплаенс являются частью единых стандартов корпоративного управления Общества, которые выступают едиными стандартами общекорпоративных правил ведения бизнеса и способствуют формированию единой корпоративной культуры группы организаций ПАО «КАМАЗ».
Общество обеспечивает внедрение инструментов системы комплаенс всеми организациями группы ПАО «КАМАЗ» и осуществляет мониторинг их внедрения и развития.
Перечень инструментов системы комплаенс, внедряемый в организациях группы ПАО «КАМАЗ», определяется исходя из достаточности мер, необходимых для снижения возможных комплаенс рисков с учетом видов и масштабов деятельности каждой организации.
3.6.2. Во вновь созданных организациях группы ПАО «КАМАЗ» инструменты системы комплаенс, предусмотренные настоящей Программой, внедряются в течение года с момента создания.
В организациях, в которых планируются или осуществляются процедуры ликвидации, банкротства, реорганизации, фактически не осуществляется хозяйственная деятельность, внедряются инструменты системы комплаенс, достаточные для снижения возможных комплаенс рисков.
Общество осуществляет процедуры выхода из организаций, в которых невозможно внедрение инструментов системы комплаенс. С учетом экономической целесообразности Генеральным директором Общества может быть принято иное решение.
3.6.3. В организациях группы ПАО «КАМАЗ» создаются подразделения либо назначаются комплаенс-менеджеры, осуществляющие функции, предусмотренные пунктом 3.4.2 настоящей Программы.
3.6.4. Организации группы ПАО «КАМАЗ», в которых внедрены/внедряются инструменты системы комплаенс, предусмотренные настоящей Программой, ежегодно представляют в подразделение, осуществляющее функции комплаенс, отчет об исполнении настоящей Программы, который включает в себя информацию:
- о ключевых зонах комплаенс рисков (критичные бизнес операции, возможные риски и т.д.);
- о текущем статусе внедрения настоящей Программы;
- о функционировании «горячей линии» по вопросам комплаенс;
- о выявленных нарушениях и проведенных расследованиях;
- о необходимых корректирующих мерах;
- об исполнении плана обучения работников по вопросам комплаенс;
- о необходимых изменениях/корректировках инструментов системы комплаенс.
3.6.5. Организации группы ПАО «КАМАЗ», в которых внедрены/внедряются инструменты системы комплаенс, предусмотренные настоящей Программой, регулярно предоставляют в подразделение, осуществляющее функции комплаенс, информацию о совершенных сделках с высокими комплаенс рисками.
3.7. Информирование, проверка, мониторинг деловых партнеров Общества.
3.7.1. Общество информирует деловых партнеров о своей приверженности комплаенс и соблюдению законов каждой страны, в которой Общество осуществляет свою деятельность, и ожидает от делового партнера аналогичной приверженности. Такие обязательства делового партнера закрепляются в договорах и соглашениях в соответствии с применимым законодательством.
Общество регулярно проводит встречи с деловыми партнерами по вопросам комплаенс в рамках соответствующего плана Общества, в котором определяются целевые группы, содержание и формы встреч. План встреч с деловыми партнерами разрабатывается в соответствии с картой комплаенс рисков. Встречи проводятся квалифицированными и опытными в вопросах комплаенс сотрудниками. Общество ведет учет участников встреч.
3.7.2. Общество проводит надлежащие, основанные на оценке рисков, проверки по каждому предполагаемому деловому партнеру. Проверка проводится до вступления в договорные отношения и периодически во время договорных отношений с деловым партнером. Проверка делового партнера включает, но не ограничивается проверкой правоспособности/дееспособности для оценки того, является ли партнер добросовестным юридическим/физическим лицом, осуществляющим свои действия на законных основаниях, платежеспособным и правомочным на осуществление соответствующей хозяйственной деятельности или на заключение соответствующих заключение сделок.
Проверка делового партнера должна проводиться с учетом комплаенс рисков, связанных с характером хозяйственной деятельности делового партнера.
Проверка делового партнера должна, как минимум учитывать и оценивать:
- бизнес-модель, страну, владельца, организационную структуру и известные методы ведения бизнеса;
- деловую репутацию
делового партнера на основе подтвержденной информации;
- квалификацию делового партнера;
- структуру делового партнера;
- историю деятельности делового партнера;
- связь с государственными органами, организациями, должностными лицами.
Если это возможно, следует проводить личные встречи или собеседования с руководителями делового партнера, обращаясь к ним с этими вопросами.
При проверке делового партнера Общество должно:
- надлежащим образом и прозрачно документировать процесс отбора делового партнера;
- вести учет и обновлять базу данных деловых партнеров с использованием данных от независимых поставщиков информации;
- непрерывно вести и хранить документы проверки делового партнера не менее 5 лет по завершению договорных отношений с ним.
По результатам проверки Общество может отказаться от договорных отношений или расторгнуть договорные отношения с деловым партнером в порядке, установленном применимым законодательством.
3.7.3. Общество на договорной основе обязывает деловых партнеров:
- обеспечивать функционирование системы внутреннего контроля, мер, направленных на предотвращение комплаенс рисков и рисков в области этики;
- вести аккуратный и детальный учет своих активов и операций, бухгалтерский учет, а также обеспечить надлежащий контроль за сделками с комплаенс рисками;
- обеспечивать одобрение сделок органами управления делового партнера как того требует применимое законодательство, устав и внутренние документы делового партнера;
- представлять Обществу обоснованный доступ к документам учета, в том числе в полной мере отвечать на запросы о предоставлении информации от Общества;
- представлять Обществу возможность осуществлять периодический аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в части сделок с Обществом с учетом требований применимого законодательства.
3.7.4. Общество обеспечивает функционирование надлежащей, основанной на оценке рисков письменной процедуры отклонения от требований пункта 3.7.3. настоящей Программы при определенных обстоятельствах, которые являются обоснованием такого отклонения.
3.8. «Горячая линия» по вопросам комплаенс и расследования по заявлениям о возможном нарушении в области комплаенс;
3.8.1. Общество обеспечивает функционирование «горячей линии» по вопросам комплаенс, рассмотрение поступивших по «горячей линии» предложений по улучшению антикоррупционных процедур, процедур внутреннего контроля, а также проведение расследований по поступившим по «горячей линии» заявлениям о возможных нарушениях в области комплаенс и этики.
3.8.2. «Горячая линия» по вопросам комплаенс должна:
- быть доступна для работников Общества и организаций группы ПАО «КАМАЗ» и третьих лиц, как минимум, посредством письменных обращений, электронной почты и телефонной связи;
- гарантировать конфиденциальность и анонимность.
3.8.3. Информация, полученная по «горячей линии», должна непрерывно фиксироваться и своевременно передаваться для проведения расследований.
3.8.4. Информация о «горячей линии» по вопросам комплаенс должна доводиться до работников Общества и работников группы организаций ПАО «КАМАЗ» в рамках обучения по вопросам комплаенс и/или в иной другой подходящей форме. Информация о «горячей линии» по вопросам комплаенс публикуется на официальном сайте Общества www.kamaz.ru.
3.8.5. Общество незамедлительно и эффективно проводит расследования по любому заявлению о возможном нарушении в области комплаенс, поступившему на «горячую линию».
3.8.6. Лицам, проводящим расследования по заявлениям о возможном нарушении в области комплаенс, Общество обеспечивает условия, которые обеспечивают возможность:
- в полном объеме расследовать любые вопросы, относящиеся к предмету расследования;
- доступа к документам (на электронном или бумажном носителе) и работникам, обладающим сведениями, относящимися к расследованию;
- использования информации, предоставленной для проведения расследования, с учетом требованиям применимого законодательства и внутренних документов Общества в отношении конфиденциальной информации.
3.8.7. Лица, проводящие расследования по заявлениям о возможном нарушении в области комплаенс, обязаны вести в надлежащей форме учет процесса расследования и его результатов.
3.8.8. Общество в рамках применимого законодательства обеспечивает возможность привлечения к ответственности работников, совершивших нарушение в области комплаенс.
3.9. Контроль со стороны Совета директоров
3.9.1. Общество ежегодно предоставляет Совету директоров Общества отчет об исполнении настоящей Программы, включающий:
- текущий статус исполнения настоящей Программы;
- информацию об этике и законности в Обществе;
- информацию о необходимых корректирующих действиях;
- ключевые зоны комплаенс рисков на основе карты комплаенс рисков;
- информация о необходимости внедрения новых комплаенс мер, а также необходимых изменений/корректировок соответствующих политик и процедур;
- иную информацию, необходимую для Совета директоров Общества.
3.9.2. Отчет об исполнении настоящей Программы подлежит предварительному рассмотрению Комитетом Совета директоров Общества по бюджету и аудиту.
3.10. Аудит эффективности функционирования системы комплаенс
3.10.1. Проверки эффективности функционирования системы комплаенс осуществляются подразделением Общества, осуществляющим внутренний аудит в рамках проверки функционирования системы внутреннего контроля Общества. По итогам проверок подразделение, осуществляющее внутренний аудит, формирует рекомендации, в том числе направленные на снижение комплаенс рисков.
3.10.2. Подразделение Общества, осуществляющее внутренний аудит, ежеквартально предоставляет Комитету Совета директоров Общества по бюджету и аудиту отчет о проведенных проверках эффективности функционирования системы комплаенс.
4.1. Изменения и дополнения в настоящую Программу могут быть внесены по решению Совета директоров Общества.
4.2. Совет директоров Общества может прекратить действие настоящей Программы и принять новую Комплаенс-программу Общества.
4.3. В случае противоречия норм законодательства Российской Федерации и настоящей Программы применяются нормы действующего законодательства Российской Федерации.
Утверждена решением Совета директоров ПАО «КАМАЗ» 20.03.2019
Антикоррупционная политика АО «КИП «Мастер»
Антикоррупционная политика АО «КИП «Мастер» (далее – Политика) определяет единые принципы, функции и мероприятия, направленные на предупреждение коррупции в акционерном обществе «Камский индустриальный парк «Мастер» (далее – АО «КИП «Мастер»).
Деятельность АО «КИП «Мастер» по профилактике и противодействию коррупции осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» и с учётом Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда России от 18.11.2013.
В случае возникновения спорных ситуаций (вопросов) по применению антикоррупционных норм, принципов, процедур и стандартов, следует руководствоваться требованиями настоящей Политики, как основополагающим документом АО «КИП «Мастер» в области принятия и реализации мер по предупреждению и противодействию коррупции, имеющих приоритетное положение над остальными локально-нормативными документами, регламентирующими антикоррупционную деятельность АО «КИП «Мастер».
Политика является обязательной для исполнения всеми работниками АО «КИП «Мастер» вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
Политика является общедоступным документом и размещена на официальном сайте АО «КИП «Мастер».
В настоящей Политике используются следующие термины и определения: Антикоррупционная политика – единый основополагающий документ, содержащий комплекс принципов, норм, стандартов, процедур, функций и мероприятий, направленных на профилактику и противодействие коррупции в АО «КИП «Мастер».
Антикоррупционное законодательство – основополагающие нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
Антикоррупционная оговорка (комплаенс-оговорка) – раздел договора, соглашения, контракта, стороной которого является АО «КИП «Мастер», предусматривающий условия о недопущении совершения коррупционных и иных правонарушений и декларирующий соблюдение Антикоррупционной политики АО «КИП «Мастер».
Близкие родственники – супруги, дети и родители, усыновители и усыновленные, родные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки.
Высокорисковая (коррупционно-опасная) должность – должность, исполнение обязанностей по которой предполагает участие в реализации высокорисковой (коррупционно-опасной) функции.
Высокорисковые (коррупционно-опасные) функции – функции, которые предполагают:
- организацию и участие в закупочных процедурах;
- согласование/подписание (при наличии доверенности) договоров, соглашений, контрактов, договорных документов, иных документов о совершении сделки, платежных документов, счетов-фактур, актов выполненных работ / услуг или других документов, подтверждающих факт выполнения работ / услуг на основании выданной доверенности;
- совмещение должности в группе организаций АО «КИП «Мастер» с пересекающимся/смежным функционалом основного места работы в АО «КИП «Мастер»;
- принятие решений по вопросам с потенциальными комплаенс-рисками в рамках исполнения своих функциональных обязанностей и в качестве члена коллегиального органа;
- участие в проведении проверок, аудитов и расследований в АО «КИП «Мастер» по отдельным вопросам деятельности АО «КИП «Мастер»;
- проведение различных видов аудитов, аттестаций и проверок контрагентов АО «КИП «Мастер»;
- взаимодействие с органами государственной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции, и с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции;
- представление в судебных органах прав и законных интересов АО «КИП «Мастер». Группа организаций АО «КИП «Мастер» – совокупность следующих юридических лиц:
- АО «КИП «Мастер»;
- коммерческие организации – дочерние и зависимые общества АО «КИП «Мастер», в том смысле, в каком данные термины определены законодательством Российской Федерации.
Деловые знаки внимания – сувенирная продукция и/или представительские расходы.
Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти или выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Контрагент – государственный орган, международная организация, юридическое или физическое лицо, которое заключает или намерено заключить сделку с АО «КИП «Мастер».
Конфликт интересов – ситуация, когда личные интересы одного или нескольких работников независимо от занимаемой ими должности или членов их семей вступают в противоречие с интересами АО «КИП «Мастер».
Координационный совет по комплаенс – постоянно действующий коллегиальный орган, координирующий процесс внедрения и развития системы комплаенс в группе организаций АО «КИП «Мастер».
Корпоративная этика – этические нормы и правила поведения работников, регламентированные Кодексом корпоративной этики ПАО «КАМАЗ».
Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, незаконные передача, предложение или обещание вознаграждения от имени или в интересах АО «КИП «Мастер», либо иное незаконное использование работником АО «КИП «Мастер» своего должностного положения вопреки законным интересам АО «КИП «Мастер» в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах АО «КИП «Мастер».
Личная заинтересованность (личные интересы) – ситуация, когда личные интересы и возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ), вступают в противоречие с интересами АО «КИП «Мастер».
Лицо, связанное с государством – (а) государство; (б) публичный орган; (в) публичное должностное лицо; (г) близкий родственник публичного должностного лица, либо лица, указанного в разделах (д) и (е) настоящего абзаца; (д) конечный бенефициар (владеющий 20% и более), руководитель, а также сотрудниккоммерческой организации, которая прямо или косвенно контролируется государством или публичным органом; (е) сотрудник, руководитель некоммерческой организации, которая создана или членом которой является государство, публичный орган или публичное должностное лицо; (ж) коммерческая организация, конечным бенефициаром либо руководителем (включая членов Совета директоров либо другого аналогичного управляющего органа) которой является лицо, указанное в пунктах (а), (б), (в), (г), (д) и (е), владеющее 20% и более.
Незаконное вознаграждение – передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Предупреждение коррупции – деятельность АО «КИП «Мастер», направленная на введение элементов корпоративной культуры, норм, правил, стандартов, процедур, функций и мероприятий, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции – деятельность АО «КИП «Мастер» в пределах своих полномочий: по предупреждению коррупции; по выявлению, пресечению коррупционных правонарушений; по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Профилактика коррупции – деятельность АО «КИП «Мастер» по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупционных правонарушений.
Публичное должностное лицо – лицо*, избранное в публичный орган любого уровня, судья, а также кандидаты на должность публичного должностного лица.
Публичные органы – (а) органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе законодательные, судебные и исполнительные (в том числе, правоохранительные органы, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы); (б) избираемые непосредственно населением или образуемые представительным или исполнительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; (в) органы государственной власти иностранного государства, образуемые и признаваемые таковыми в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе, но не ограничиваясь этим, законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также политические партии и общественные организации; (г) международные публичные организации; (д) политические партии и общественные организации; (е) некоммерческие организации с участием лица, связанного с государством.
Система внутреннего контроля – система организационных мер, внутренних политик и регламентов, а также контрольных процедур, направленных на минимизацию рисков бизнес-процессов, норм корпоративной культуры и действий для обеспечения достижения целей внутреннего контроля.
Политика разработана в целях:
Обеспечения соответствия деятельности АО «КИП «Мастер» законодательству Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Создания условий, препятствующих возникновению коррупционных и иных правонарушений.
Формирования у работников АО «КИП «Мастер» единообразного понимания антикоррупционных мероприятий и непринятия коррупции в любых ее формах и проявлениях.
К задачам антикоррупционной политики относятся:
Обобщение и разъяснение основных требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации, которые могут применяться к АО «КИП «Мастер» и работникам.
Доведение до работников АО «КИП «Мастер» принципов и требований Политики, а также установление и закрепление обязанностей по их соблюдению, и формирование у работников АО «КИП «Мастер» нетерпимости к коррупционному поведению.
Создание эффективного практического механизма реализации мер по предупреждению и противодействию коррупции, предусмотренных антикоррупционным законодательством, Политикой и иными локальными и локально-нормативными документами, регламентирующими антикоррупционную деятельность АО «КИП «Мастер».
Минимизация рисков вовлечения в коррупционную деятельность работников АО «КИП «Мастер» независимо от занимаемой должности.
Принципы - подзаголовок,раскрывающийся при нажатии
Соответствие Политики действующему законодательству и общепринятым нормам:
АО «КИП «Мастер» при осуществлении своей деятельности соблюдает применимое законодательство и при реализации антикоррупционных мероприятий исходит из принципа необходимости и обязательности их соблюдения.
Соответствие Политики действующему законодательству и общепринятым нормам:
АО «КИП «Мастер» при осуществлении своей деятельности соблюдает применимое законодательство и при реализации антикоррупционных мероприятий исходит из принципа необходимости и обязательности их соблюдения.
Личный пример руководства (Тон сверху):
Ключевая роль исполнительных органов АО «КИП «Мастер» в формировании культуры нетерпимости к коррупции и реализации в АО «КИП «Мастер» прозрачной и ясной системы предупреждения и противодействия коррупции.
Органы управления АО «КИП «Мастер», включая членов Совета директоров АО «КИП «Мастер», генерального директора, руководителей высшего звена управления, формируют у работников АО «КИП «Мастер» понимание полной неприемлемости всех форм и проявлений коррупции, демонстрируя личный пример этичного поведения.
Вовлеченность работников:
Информированность работников АО «КИП «Мастер» о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
Соразмерность антикоррупционных процедур риску коррупции:
Эффективность антикоррупционных процедур, простота реализации антикоррупционных мероприятий, которые приносят значимый результат.
Разработка и выполнение соответствующих мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения АО «КИП «Мастер», его руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учётом существующих в деятельности АО «КИП «Мастер» коррупционных рисков.
Ответственность и неотвратимость наказания:
Неотвратимость наказания для работников АО «КИП «Мастер» вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства АО «КИП «Мастер» за реализацию антикоррупционной политики.
Отказ от применения ответных мер и санкций в случае добросовестного сообщения работником АО «КИП «Мастер» или иным лицом о предполагаемых нарушениях, фактах коррупции, иных злоупотреблениях или о недостаточной эффективности существующих контрольных процедур. Соблюдение законных прав и интересов, защиты деловой репутации АО «КИП «Мастер» и работников, а также партнеров и контрагентов.
Открытость бизнеса:
Открытость при ведении деловых отношений с партнерами и контрагентами, информирование их о принятых в АО «КИП «Мастер» антикоррупционных стандартах и процедурах и ожидание соблюдения партнерами и контрагентами аналогичных правил.
Постоянный контроль и регулярный мониторинг:
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
Соответствие Политики действующему законодательству и общепринятым нормам: АО «КИП «Мастер» при осуществлении своей деятельности соблюдает применимое законодательство и при реализации антикоррупционных мероприятий исходит из принципа необходимости и обязательности их соблюдения.
Личный пример руководства (Тон сверху): Ключевая роль исполнительных органов АО «КИП «Мастер» в формировании культуры нетерпимости к коррупции и реализации в АО «КИП «Мастер» прозрачной и ясной системы предупреждения и противодействия коррупции.
Органы управления АО «КИП «Мастер», включая членов Совета директоров АО «КИП «Мастер», генерального директора, руководителей высшего звена управления, формируют у работников АО «КИП «Мастер» понимание полной неприемлемости всех форм и проявлений коррупции, демонстрируя личный пример этичного поведения.
Вовлеченность работников: Информированность работников АО «КИП «Мастер» о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
Соразмерность антикоррупционных процедур риску коррупции: Эффективность антикоррупционных процедур, простота реализации антикоррупционных мероприятий, которые приносят значимый результат. Разработка и выполнение соответствующих мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения АО «КИП «Мастер», его руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учётом существующих в деятельности АО «КИП «Мастер» коррупционных рисков.
Ответственность и неотвратимость наказания: Неотвратимость наказания для работников АО «КИП «Мастер» вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства АО «КИП «Мастер» за реализацию антикоррупционной политики. Отказ от применения ответных мер и санкций в случае добросовестного сообщения работником АО «КИП «Мастер» или иным лицом о предполагаемых нарушениях, фактах коррупции, иных злоупотреблениях или о недостаточной эффективности существующих контрольных процедур. Соблюдение законных прав и интересов, защиты деловой репутации АО «КИП «Мастер» и работников, а также партнеров и контрагентов.
Открытость бизнеса: Открытость при ведении деловых отношений с партнерами и контрагентами, информирование их о принятых в АО «КИП «Мастер» антикоррупционных стандартах и процедурах и ожидание соблюдения партнерами и контрагентами аналогичных правил.
Постоянный контроль и регулярный мониторинг: Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
Во исполнение требований ч. 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» АО «КИП «Мастер» реализует следующие антикоррупционные мероприятия:
определение ответственного за управление эффективным внедрением и развитием системы комплаенс в группе организаций АО «КИП «Мастер» в области корпоративной этики, соблюдение применимого антикоррупционного законодательства, предупреждение коррупции;
взаимодействие АО «КИП «Мастер» с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции;
разработка и введение в действие локальных нормативных актов, направленных на обеспечение добросовестной работы АО «КИП «Мастер»;
принятие Кодекса корпоративной этики ПАО «КАМАЗ»;
предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
недопущение составления неофициальной отчётности и использования поддельных документов.
Во исполнении Комплаенс-программы, утверждённой Советом директоров ПАО «КАМАЗ» от 20.03.2019, Совет директоров АО «КИП «Мастер» определяет идеологию и стратегию развития антикоррупционных функций, предусмотренных положением о Совете директоров АО «КИП «Мастер».
Генеральный директор утверждает локальные и локальные нормативные акты АО «КИП «Мастер», обеспечивает организацию принятия и реализации мер по предупреждению и противодействию коррупции, определённых антикоррупционным законодательством и настоящей Политикой.
Руководители высшего звена управления:
- соблюдают, организуют и осуществляют контроль соблюдения подчиненными работниками положений Политики и Кодекса корпоративной этики ПАО «КАМАЗ»;
- способствуют совершенствованию мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции;
- проводят разъяснительную работу / информируют подчинённых работников о требованиях Политики и реализуемых антикоррупционных мероприятиях АО «КИП «Мастер»;
- обеспечивают содействие и предоставление необходимой информации и документов при проведении проверок соблюдения работниками АО «КИП «Мастер» требований антикоррупционного законодательства.
Координационный совет по комплаенс осуществляет рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением требований к корпоративной этике и урегулированием конфликта интересов.
Ответственный за управление эффективным внедрением и развитием системы комплаенс в группе организаций АО «КИП «Мастер» в области корпоративной этики, соблюдения применимого антикоррупционного законодательства:
- осуществляет деятельность, направленную на обеспечение функционирования АО «КИП «Мастер» в соответствии с законодательством по противодействию коррупции и Политикой. Разрабатывает, внедряет и своевременно инициирует актуализацию локальных и локально-нормативных актов, с учетом антикоррупционных мероприятий, реализуемых АО «КИП «Мастер»;
- осуществляет меры, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов;
- инициирует (организует) проведение служебных проверок по фактам нарушения антикоррупционного законодательства и проведение оценки коррупционных рисков.
Подразделение по управлению персоналом обеспечивает:
- ознакомление вновь принимаемого персонала под подпись с локальными и локально-нормативными актами в области предупреждения коррупции;
- подписание обязательств о недопущении конфликта интересов с работниками высокорисковых (коррупционно-опасных) должностей АО «КИП «Мастер»;
- организацию обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции, рекомендованных ответственным подразделением за управление эффективным внедрением и развитием системы комплаенс в группе организаций АО «КИП «Мастер» в области корпоративной этики, соблюдения применимого антикоррупционного законодательства;
- внедрение элементов корпоративной культуры и Кодекса корпоративной этики ПАО «КАМАЗ».
Работники АО «КИП «Мастер»:
- обеспечивают добросовестную работу в АО «КИП «Мастер» при выполнении своих должностных обязанностей и соблюдение норм и правил, стандартов и процедур, предусмотренных антикоррупционным законодательством, Политикой, а также требованиями локальных и локально-нормативных актов, регламентирующих антикоррупционную деятельность;
- воздерживаются от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени АО «КИП «Мастер», а также от поведения, которое может восприниматься окружающими, как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени АО «КИП «Мастер»;
- незамедлительно информируют ответственного за управление эффективным внедрением и развитием системы комплаенс в группе организаций АО «КИП «Мастер» в области корпоративной этики, соблюдения применимого антикоррупционного законодательства, о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений, о случаях совершения подобных правонарушений другими работниками, контрагентами АО «КИП «Мастер» и иными лицами, а также о возникшем у работника конфликте интересов.
АО «КИП «Мастер» обеспечивает внедрение антикоррупционных мероприятий, стандартов, процедур, которые позволяют своевременно управлять потенциальными рисками, демонстрировать высокий уровень корпоративной этики и заботиться о деловой репутации, реализуя:
Введение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру. С этой целью в АО «КИП «Мастер» принят и действует Кодекс корпоративной этики ПАО «КАМАЗ», который определяет общие этические ценности деятельности организации, конкретные правила и стандарты поведения работников, направленные на формирование этичного и добросовестного поведения.
Организацию обучения и индивидуального консультирования работников АО «КИП «Мастер» и партнеров по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, информационно-просветительских мероприятий для работников АО «КИП «Мастер».
Введение специальных антикоррупционных процедур и требований (таких как заполнение уведомлений о конфликте интересов, обязательств о недопущении конфликта интересов, прохождении обучения в области противодействия коррупции) в отношении работников, замещающих высокорискованные (коррупционно-опасные) должности.
Выявление и урегулирование конфликта интересов в части обязательности раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов, индивидуального рассмотрения и оценки репутационных рисков для АО «КИП «Мастер» при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование, при обязательном соблюдении конфиденциальности процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования, а также соблюдения баланса интересов АО «КИП «Мастер» и работника при урегулировании конфликта интересов. При этом обеспечивая защиту работника от каких-либо преследований и притеснений в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно им раскрыт и урегулирован (предотвращен) АО «КИП «Мастер».
Регламентацию порядка оказания деловых знаков внимания и дарения / получения подарков в АО «КИП «Мастер». Оказание деловых знаков внимания со стороны АО «КИП «Мастер» организациям и ее представителям проводится в строгом соответствии с установленными в бюджете АО «КИП «Мастер» лимитами на соответствующие виды расходов и подлежат контролю согласно установленным в АО «КИП «Мастер» процедурам внутреннего контроля.
Меры по предупреждению коррупции при осуществлении закупочной деятельности.
АО «КИП «Мастер» декларирует открытую систему проведения закупочных процедур, устанавливая: равноправие, информационную открытость закупки, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки с учетом требований законодательства; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг.
Установление и сохранение деловых отношений с контрагентами в добросовестной и честной манере.
АО «КИП «Мастер» информирует партнеров и контрагентов о требованиях Политики, стандартах поведения, процедурах и правилах, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, в том числе, путём включения в договоры (контракты) отдельными пунктами «антикоррупционной (комплаенс) оговорки», то есть обязанности контрагента (партнера) по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, Политики и локальных и локально-нормативных документов в области противодействия коррупции, недопущения совершения коррупционных и иных правонарушений.
Специальные процедуры оценки контрагентов на предмет оценки их благонадежности, репутации в деловых кругах, продолжительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.
Правила недопущения работниками АО «КИП «Мастер» предоставления незаконного вознаграждения должностному лицу, включая любые подарки, в том числе, стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей.
Меры, направленные на недопущение привлечения АО «КИП «Мастер» к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Мероприятия взаимодействия с правоохранительными органами, оказывая содействие при выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции.
Процедуры взаимодействия с политическими партиями, не оказывая финансовую или иную помощь политическим партиям (организациям), и оказания благотворительной деятельности на основе принципа прозрачности, не преследуя цели получения преимуществ в коммерческой деятельности АО «КИП «Мастер».
Порядок приёма и рассмотрения обращений работников, партнеров, контрагентов и иных (физических и юридических) лиц о возможных фактах коррупции, поступивших на Горячую линию ПАО «КАМАЗ» по приёму сообщений о возможных нарушениях в сфере комплаенс, а также порядок принятия мер по результатам рассмотрения данных обращений.
Проведение регулярной оценки коррупционных рисков с целью определения конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности АО «КИП «Мастер», при реализации которых наиболее высока вероятность реализации коррупционных рисков с целью определения эффективности реализованных мероприятий и выработки мер совершенствования.
Подразделение внутреннего аудита ПАО «КАМАЗ» осуществляет оценку эффективности системы внутреннего контроля, обеспечивающей соблюдение АО «КИП «Мастер» требований законодательства, этических норм, правил и внутренних процедур.
Подразделения внутреннего контроля ПАО «КАМАЗ», выполняя функцию выявления и инициирования разработки мер по противодействию фактов мошенничества, хищений и злоупотреблений, осуществляют:
- участие в служебных расследованиях по фактам злоупотребления (мошенничества), причинения АО «КИП «Мастер» ущерба в результате нецелевого и неэффективного использования ресурсов;
- рассмотрение сообщений и материалов на предмет наличия фактов мошенничества, хищений и злоупотреблений.
АО «КИП «Мастер» при привлечении независимых внешних аудиторов, устанавливает для них обязательное требование сообщать о всех признаках коррупции, выявленных по результатам аудита.
К работникам АО «КИП «Мастер», нарушившим положения настоящей Политики, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном И КАМАЗ 51.07-2020 «Порядок применения дисциплинарных взысканий».
Контроль за соблюдением требований Политики осуществляет ответственный за управление эффективным внедрением и развитием системы комплаенс в группе организаций АО «КИП «Мастер» в области корпоративной этики, соблюдения применимого антикоррупционного законодательства.
Документы
-
Кодекс корпоративной этики
PDF
(478.6 Kb )
Соблюдение требований законодательства и внутренних правил является приоритетной задачей для ПАО «КАМАЗ» и АО «КИП «Мастер». В целях сбора сообщений о неправомерных действиях, а также проведения расследований функционирует горячая линия.
Сотрудники ПАО «КАМАЗ» и АО «КИП «Мастер» и контрагентов могут использовать её, чтобы сообщить о нарушениях законов или правил внутреннего распорядка. Это включает в себя, например, взяточничество, нарушение антимонопольного законодательства, нарушения правил бухгалтерского учёта. При обработке сообщений мы гарантируем полную конфиденциальность. Кроме того, наша система комплаенс придаёт большое значение справедливости, как в вопросах взаимодействия с сообщившими о нарушениях, так и с лицами, о которых поступают сообщения.
Если на сотрудника ПАО «КАМАЗ» и АО «КИП «Мастер», передавшего сообщение о возможном комплаенс нарушении, оказывают давление, в связи с переданным сообщением, то такой сотрудник может обратиться непосредственно к руководителю службы комплаенс для принятия соответствующих мер к лицу, оказывающему давление.
Горячая линия работает 24 часа в сутки, анонимность на Ваше усмотрение. Если у Вас есть доказательства нарушения закона или правил во взаимодействии с ПАО «КАМАЗ» и АО «КИП «Мастер», Вы можете связаться со службой следующими способами:
compliance@kamaz.ru